Биография Вэнь Липу

Биография Вэнь Липу

Вэнь Липу. Вэнь Липу (1892-1997), второе имя которого было Да Чжи, прозывался также Вэнь Суцзы. Родился в городке У округа Вэньчжоу и прожил 106 лет. В разное время был настоятелем храма Дунъюэгуань в уезде Пинъян округа Вэньчжоу, монастыря Дайоугун второй пещеры бессмертных даосов Китая в районе Хуанъянь округа Тайчжоу и храма Чундаогуань (Тунбэйгун) в горах Тяньтай. Вэнь Липу был необычайно одарен от природы, изучал знания древности и наших дней, наследовал три линии даосского учения (11 поколение в линии Даньдинпай, 15 поколение в линии Уданпай, 22 поколение передачи в линии Лунмэнь люйцзун). Достиг неизмеримо глубоких познаний в практике культивирования внутреннего эликсира (некогда демонстрировал, как, применяя горловое дыхание, брызгами воды изо рта мог насквозь изрешетить полотно грубой бумаги на расстоянии метра). До образования КНР в 1949 г. он был одним из немногих больших даосских мастеров-настоятелей и получил прозвище «Человек дао по имени Пу». Был выдающимся учителем и возрождал линию Лунмэнь люйцзун в период Китайской Республики (1912-1949 гг.) Из записей «Справочника уезда Пинъян» известно, что Вэнь Липу обладал необычными природными качествами: на сгибе его левой ладони имелась красная отметина в форме горной вершины. Когда он практиковал работу с внутренней энергией, исходящий из этой ладони красный свет наполнял все помещение. Складка у основания его правого среднего пальца очень напоминала написанный кистью иероглиф «цзье» (戒 – обет). В середине правления династии Цин школа Лунмэнь, принадлежащая к линии Цюаньчжэнь, из монастыря Дайоугун гор Вэйюй (район Хуанъян провинции Чжэцзян) переместилась в храм Дунъюэгуань уезда Пинъян. Два даосских наставника монастыря Дайоугун Чжэнь Юаньшунь и Линь Юаньдань почитались в Пинъяне как основатели школы Лунмэнь. Во второй год образования Китайской Республики (1912-1949), в 1913 г., ученик Линь Юаньданя во втором поколении Фан Чжитун прибыл из пещеры Цзыюньдун, чтобы исполнять обязанности настоятеля Дунъюэгуаня. Фан Чжитун начал работать в округе Ишань (сейчас Ичжоу) уезда Пинъян, в обители Юаньдэгуань он принял посвящение в монахи. По результатам испытаний он стал первым и получил степень чжуанъюаня «Подобного бессмертным небожителям», а в дальнейшем стал представителем 22 поколения передачи школы Лунмэнь. После того, как Фан Чжитун стал руководить храмом Дунъюэгуань, он рассматривал способности людей в соответствии с укладом монастыря, давая возможность каждому проявить свои таланты. Люди, интересовавшиеся даосизмом, со всех сторон в больших количествах стекались в храм. Из его стен вышло множество талантливых мастеров-единомышленников, повсюду распространявших даосское учение. Вэнь Липу интересовался дао с самого раннего возраста. В 1918 г., на 7й год Китайской Республики, в возрасте 25 лет он ушел от мира. Перед этим он жил в уединении в заброшенном мемориальном храме Люй Дунбиня, расположенном в живописном месте в округе Вэньчжоу. Через два года он направился к прославленному даосскому учителю Фан Чжитуну. Будучи его учеником, проявил глубокое понимание и одаренность. Фан Чжитун многим говорил, что «этот даос продолжит нести учение вслед за мной». Услышав, что на севере живет много просвещенных наставников, Вэнь Липу со всей решимостью пустился в странствия в поисках Дао. Его путь лежал сквозь реки и горы, и везде он не упускал возможности учиться. В 1924 году, на 13м году Китайской Республики, он отправился в Чанчунь провинции Хубэй, чтобы принять посвящение. Несмотря на то, что прибывших принять обеты было более пяти тысяч, три сочинения Вэнь Липу, посвященные дао, каноническим текстам и знанию установлений, были признаны непревзойденными и принесли ему степень чжуанъюаня «Чудесного дао бессмертных небожителей». Настоятель даосского монастыря в Чанчуне мастер Лю Цзинъи воскликнул: «Он и в самом деле – опора моего Дао!» и собственноручно передал ему всю полноту учения. На четырнадцатом году Китайской Республики (в 1925 г.) Фан Чжитун окончил земной путь и Вэнь Липу по многочисленным просьбам стал настоятелем Дунъюэгуаня. Во время руководства храмом Дунъюэ главной целью Вэнь Липу было накопление заслуг и повышение моральных добродетелей. В это время на район Вэньчжоу обрушились многочисленные бедствия: наводнения, засуха, нашествие саранчи. Особенно пострадали уезды Пинъян, Юэцин, Жуйань, во многих местах выдался неурожай. Вэнь Липу вел дела трудолюбиво и рачительно, работал, не покладая рук, чтобы монастырь обеспечивал себя своим трудом. Он не только добился того, что все монастыре были обеспечены продовольствием и одеждой, ему также удалось обновить отделку храма Дунъюэгуань. Опираясь на древние трактаты, он упорядочил и исправил книги по изучению даосизма, тексты молитв и ритуалов. Это позволило вернуть истинные дух и букву всем службам, проводимым в храме. Повсюду среди последователей даосизма благородство и душевная чистота Вэнь Липу снискали ему всеобщее уважение и почитание. Услышав вести о таком выдающемся наставнике, в храм для практики съезжались люди. Одновременно там могло проживать до 30 человек, даосское учение становилось все более популярным. Тогда же в храме Дунъюэгуань в зале Тайсуй была организована бесплатная школа Ючжэнь для детей, которые не могли оплачивать свое обучение в обычной школе. Число учеников насчитывало от 40 до 50 человек. После смерти Вэнь Липу ученики этого года в память о доброте учителя установили на горе позади храма стелу в честь «Человека дао Вэнь Липу». Позже Вэнь Липу был утвержден в должности руководителя общины в храме второй пещеры бессмертных даосов Китая Дайоугун в районе Хуанъянь в горах Вэйюй. И в наши дни у входа в пещеру в горах Вэйюй можно увидеть каменный монумент с собственноручно оставленным высказыванием мастера Вэнь Липу «У высокой лозы глубокие корни», под которым он подписался: «Человек дао по имени Пу». В 1932 году Е Цзунбин, добродетельный даосский монах с гор Тяньтай, проживший 105 лет, пригласил благородного Вэнь Липу на должность настоятеля монастыря Тунбайгун в горах Тяньтай. За два месяца, с января до марта, Вэнь Липу организовал алтарный зал для приема обетов, где приняли посвящение 78 последователей даосизма. В период до провозглашения КНР в 1949 г. это стало одним из трех важных событий в области развития даосского учения. Между обителями Дайоугун и Дунъюэгуань всегда существовала глубокая внутренняя связь. В 1933 г., на 22 году Китайской Республики, Дайоугун получил разрешение на проведение церемоний посвящения, на должность настоятеля был назначен Цай Лизцянь. Цзян Цзунхань (ставший впоследствии настоятелем Пекинского храма Байюньгуань и заместителем председателя Китайской даосской ассоциации) руководил церемониями приема обетов. 87 человек в 12 провинциях Китая стали даосскими монахами, а приглашенным учителем, руководившим принятием посвящения, был Вэнь Липу. В записях «Летописей даосизма Хуанъяня» упоминаются те, кто в период Китайской Республики (1912-1949 гг.) возрождал школу Лунмэнь люйцзун – это представитель 22 поколения Вэнь Липу, Цай Лицзянь, Хуан Лигуань, далее – получившие передачу в 23 поколении Цзян Цзунхань и в 24 поколении - У Чендин. Именно он под именем У Чжиюань на 31м году Китайской Республики (1942 г.) сменил Вэнь Липу на должности настоятеля храма Тунбай Чундао. Всю свою жизнь Вэнь Липу искренне посвятил даосскому учению, до конца своих дней был равнодушен к славе и богатству, власти и роскоши, ничтожно мало тратил на собственные нужды. Он попробовал выразить свои устремления в следующих строках: «Возжигание благовоний, отрешенное сидение, произнесение молитвы с почтительным поклоном, тишину и покой предоставь нам; предательские и мятежные планы, почетные титулы и должности, славу мирскую оставь другим». Затем он поселился в местечке Янбадун уезда Юэцин, где ежедневно без устали возносил молитвы Нефритовому государю. Однажды он неожиданно стал прощаться с учениками и сказал: «Я собираюсь в дальнее странствие», затем принял ванну из отвара бамбуковых листьев. Завершив омовение, он сел с кистью в руке и записал следующие строки: «44 года истекает мирская скверна, скрыто тело даоса под одеждой из белых перьев. Теперь, как и прежде, иду совершать поклонение, наслаждаясь вечной весной на Пэнлае». Закончив писать стихи, он удалился в затворничество среди гор и рек. Впоследствии сложили стихотворные строки: «О, как ярко зеленеют листья бамбука! Пустой внутри, как он колышется на ветру! Презрев раскаты грома и морозный иней, он холодов не страшится. Неизменно выпрямляются его гибкие стебли». Вэнь Липу был необычайно талантлив от природы, он прекрасно рисовал и писал, обладая выдающимся стилем и языком. Среди его сочинений – комментарии к «Дао дэ цзин», стихотворный сборник «Вэньсуцзы». В период культурной революции многие из них были утрачены, в настоящее время сохранилось лишь несколько рукописей его стихов, которые хранятся в храме Дунъюэ. Перевод Александры Емельяненко.