Александр ЦУЙ, чемпион мира по традиционному ушу (стиль Уданпай), ученик мастера Вэнь Шиляна, патриарха в 12-м поколении истинных даосов и в 16-м поколении наследников Уданского ушу

Основа стиля нашей школы стоит на двух древнекитайских традициях: даосизме и уданском ушу. По даосской традиции мы являемся южным стилем и поэтому занимаемся цигун, ушу, ищем способы оздоровления и продления жизни: Вай-Дан и Нэй-Дан.

Цель даосского ушу – это здоровье и защита. Нам надо уметь защищать себя, семью и свою родину. Лао-цзы и Конфуций говорили о том, что заниматься ушу надо для того, чтобы стать "большим героем", а не "маленьким" (только для себя). Мы уважаем людей, которые ради семьи, народа, родины принесли свои интересы в жертву и даже отдали за это собственную жизнь. Мы называем таких людей "большими героями".

Наша школа принесла и в Россию не только знания древних боевых искусств, но и способы достижения долгожительства и, конечно, интерес и любвь к древней культуре Китая. Мы бы хотели, чтобы все россияне понимали китайский иероглиф "У", как знак и символ , который означает прекращение войны и зла. "У" – символ дружелюбия и расположения к народам России.

Если говорить о точном значении иероглифа "У", – это понять, осознать, прозреть, пробудиться, просветление и пр. Способность увидеть явление, распознать его сущность, наблюдать и понимать природу явления. Осознать значение явления – такую способность называют У.

Итак, что такое ушу? Это воинское искусство и спорт? Лечебная и оздоровительная гимнастика, способ оздоровления и продления жизни? Психотренинг и философская система? И то, и другое, и третье. Но, прежде всего, это путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. Согласно восточной традиции существуют пять путей к совершенству: путь йога, путь монаха, путь мага, путь агни-йога и путь воина.

Последний путь, пути воина и соответствует ушу.

В действительности ушу, как практика и определенная система ценностей, очень многообразно. Дословный перевод слова "ушу" – это "воинское искусство". Вполне естественно, что возникнув несколько тысячелетий тому назад (в результате синтеза системы древней психофизической тренировки цигун и воинских искусств) ушу нашло первое применение в военной области. Это и определило его название! Основу цигун (дословно - "работа дыхания") составили приемы мгновенного расслабления и концентрации, тщательное продумывание каждого упражнения. Согласно преданию, овладение воинским искусством в сочетании с занятиями цигун помогло легендарному Желтому императору Хуанди (ок. III тыс. лет до н. э.) победить рогатое чудовище.

Воинские искусства зародились в древнейшие времена как приемы охоты и самозащиты от зверей и врагов. Уже тогда, по-видимому, человек пришел к мысли о необходимости не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования. А этого можно достичь только с помощью интенсивных тренировок. Известны древние формы борьбы чиао-ти, а также танец со щитом и топором кэнчи-ву. Около 250 лет до нашей эры был популярен воинский спорт джаоли - состязания в стрельбе из лука и скачки на колесницах. Первые стратеги, специалисты по ведению войн, еще 400 лет до н. э. подтверждали важность ушу в создании сильной армии.

Ушу также неразрывно связано с системами профилактической и лечебной гимнастики. Древнейшая из них известна как 12 упражнений ткачей шелка. Тяжелый труд ткача шелка требовал величайшего искусства рук и колоссального напряжения физических сил (посидите с утра до вечера за этой ювелирной работой!). Для совершенствования работы рук, снятия усталости и профилактики возник ряд упражнений, которые вместе с секретами профессионального искусства передавались по наследству от отца к сыну. Эти упражнения оказались пригодными для развития навыков во владении оружием и впоследствии трансформировались в боевую школу "восемь кусков парчи".

Лечебные и оздоровительные аспекты ушу составляют неотъемлемую часть народной медицины. Из китайских источников известно, что "овладевший системами ушу повышает защитные свойства организма. Постоянные занятия дают практическое умение в достижении крепкого здоровья и продлевают срок жизни... тогда человеку не понадобятся целые горшки лекарств".

История сохранила имена выдающихся врачей Древнего Китая, обогативших ушу своими открытиями.

Ушу - это не только совершенная система боя, это еще и полноценная философия. В чем же она состоит? В гармонии жизни, в слиянии с природой, в поисках первоочередного духовного начала, в том, чтобы обрести спокойствие и сдержанность. Поэтому практикой данного боя занимались монахи при китайских монастырях. Особенной славой были отмечены даосские монастыри знаменитой горы Удан, которая и дала имя нашему стилю ушу.

В древности люди создали множество прекрасных мифов, легенд и сказок про эту гору и даосскую веру. Эти мифы, легенды и сказки добавили горе Удан прелести и божественности. С древних времен гора Удан звалась "Первая в Поднебесной Волшебная Гора". Несколько тысяч лет люди совершали паломничества на эту священную "Божественную Гору". Древнее сокровище - Уданское Тай-цзи цюань - не случайно зародилось именно здесь, на этой горе. Появление Удан-тай-цзи цюань было тесно связано с даосской философией и культурой.

Гора Удан при разных династиях была знаменита достижениями выдающихся даосских отшельников, которые следовали Законам Природы, стремились к бессмертной жизни, занимались совершенствованием и тела и духа, ценили и мастерство и подлинную духовность. Именно в период расцвета даосизма известный даос-отшельник Чжан Сань Фэн на достижениях выдающихся даосских отшельников при разных династиях основал на горе Удан систему Удан-Нэй-Цзя цюань - Уданский ВнутренниЙ Кулак. В системе были собраны в единое целое: даосская философия, теория нападения и защиты, пришедшая из древнего китайского Ушу, а так же метод внутренней алхимии. Именно на этих источниках сформировалась собственная теория Удан Нэй Цзя цюань.

Эта теория полагает, что внутри человека существует Сила (цюань), обладающая нападающей и защищающей формами. Системы Инь-Ян, Багуа, Пяти элементов являются ядром теории Уданского Ушу. Поэтому в Удан Нэй Цзя цюань ценится мягкая пластичная, округлая форма, которая обладает одновременно и жесткостью и мягкостью. Таким образом, в системе Удан Нэй Цзя Цюань (Уданский Внутренний Кулак) представлена и внешняя форма, и Внутренняя Сила. Она используется как для целей самообороны и защиты, так и для достижения здоровья и долголетия.

Уданский кулак Нэй Цзя цюань всегда внешне выглядит мягким и гибким. Движения Удан-нэй цзя цюань извилисты - напоминают движения шелковой ткани на ветру. Они пластичны и легки. Но на самом деле Удан-цюань в каждом своем движении скрывает силу, которая способна нападать и защищаться, наступить и отступить тысячами способов.

Распространенные теперь во всем мире стили Чэнь, Ян, Сунь, У и т.д. унаследовали именно эту теорию и форму от Удан Нэй Цзя цюань. Про нашего выдающегося даоса-отшельника и основателя системы Внутренний кулак и про историю создания им Нэй Цзя цюань существует немало дивных легенд и рассказов. В народе его назвали "Живой Святой дух".

Вот одна из таких легенд.

"Весной, в марте, даос-отшельник Чжан Сань Фэн отправился на лодке в город Цзюнъ-чжоу и потом по Святой дороге начал подниматься на Гору Удан.

Пройдя мимо даоского храма Ин-ень гун ("Встреча с Добротой"), он увидел, как на склоне горы цветут персики, а вдоль дороги раскинула свои ветви прекрасная ива. Удивительная красота этого места привлекла даоса-отшельника. Он снял соломенные сандалии, сел на лугу и через некоторое время заснул. Его разбудил шипящий звук. И тут он увидел свернувшуюся кольцами и поднявшую голову змею. Змея спокойно смотрела на большую дикую кошку и, высунув свое жало, ждала нападения.

Кошка приготовилась к прыжку, оскалила зубы и была готова убить змею. И вот кошка прыгнула... Змея молниеносно ушла в сторону. Атака не удалась. Кошка стала искать Змею, а Змея, тем временем, уже успела ужалить ее. Кошка с удвоенной силой бросилась на Змею, но Змея опять грациозным движением увернулась. Первая была подобна тигру или льву: бешенная, агрессивная и возбужденная, Змея же спокойная и тихая, но со скрытой силой. После нескольких неудачных бросков Кошка несколько раз поранилась, а Змея осталась целой и невредимой.

Чжан Сань Фэн засмотрелся на эту картину и в его голове возник вопрос: почему мягкая Змея смогла победить большую дикую Кошку?

Раньше Чжан Сань Фэн уже изучил систему Длинный Кулак. К сожалению, обойдя множество мест, он так и не нашел себе достойного противника, поэтому считал, что уже овладел самой совершенной техникой. Но после того, как он увидел "битву дракона с тигром" он тут же осознал, что сам еще далеко не является Первым в Поднебесной бойцом, что "нет предела совершенству" и если не будет дальше совершенствовать свое мастерство, то в конце концов проиграет, и кто-то его обязательно победит.

Тогда он решил внимательно изучить движения змеи, обращая большое внимание на внутреннюю силу: ведь змея победила Кошку, ибо в мягкости есть жесткость, а в стойке скрыто движение, сила прячется и "внутри тысячи ходов", и, только всегда практикуя такой подход, можно стать непобедимым. В это время Солнце спряталось за горой. Чжан Сань Фэн понял, что место, где он наблюдал "битву дракона с тигром" обязательно станет удачным местом и именно там он впервые стал заниматься Внутренним ушу.

Предки считали, что Чжан Сань Фэн на этом месте получил просветление в Дао и основал систему Внутрений Кулак, поэтому этот склон до сих пор носит его прозвище Ла-та. После получения просветления в Дао Чжан Сань Фэн начал усердно заниматься внутренним ушу.

По другим легендам он повсюду на руках носил буйволенка. Буйволенок на его руках подрастал, а его руки прибавляли сил. К своим ногам он привязывал тяжелые железные грузы, что давало силы ногам. Он наматывал на поясницу тяжелые железные цепи, что наполняло силами все тело. Теперь, достигнув совершенства в управлении своим Ци, он мог подниматься на верхушку дерева.

Благодаря совершенному владению своим Ци окружающие считали Чжан Сань Фэна уже наполовину Святым Бессмертным. Он мог за одну ночь добраться до города Ханчжоу, рукой поднять гигантскую каменную стеллу, ногой сбить вкопанный в землю ствол дерева. Всех этих вершин кун-фу он достиг благодаря своим неустанным занятиям.

Уданский Внутренний Кулак Чжан Сань Фэна не только подходит для поддержания хорошего здоровья и самообороны, но успешно излечивает болезни, омолаживает внутренние органы, улучшает внешность. Рассказывают, что волосы Чжан Сань Фэн после того, как он начал заниматься Удан цюань вновь почернели, и он стал выглядеть как юноша. Император Юн-Лы узнав об этом отправился на Гору Удан, чтобы встретиться с Мастером и получить от него секрет вечной молодости. У ворот Сюань-У он присвоил ему титул "Истинный даос". Но Чжан Сань Фэн недолюбливал всех чиновников, включая императора. Оставив лестные отзывы императора без ответа, он поднялся на гору и исчез, и никто не знал, где он...

Император никак не мог успокоиться, и после этого случая все время думал, как бы ему заполучить секрет вечной молодости. Тогда он построил на горе даосский храм и назвал его Юй-Чжен гун, что означает "Встреча с Истиной". Другой храм император велел построить на том месте, где даосский отшельник занимался Удан-цюань, а в храме повесил подобно иконе изображение Чжан Сань Фэна в надежде на его возвращение. Но Чжан Сань Фэн избегал встречи с императором и не хотел учить его Уданской секретной технике.

С того времени, когда он спрятался от императора, он стал еще строже отбирать себе учеников и даже установил, что в каждом поколении будет только один его личный ученик. Ученик должен быть нестяжательным, бесстрастным, аполитичным и способными на преданность...

Вот почему система Удан-цюань хотя и является непревзойденной системой, не распространена подобно популярному Шаолиньскому стилю. Ведь в даосских книгах сказано: "Дао не должно передаваться всем и каждому". Кроме того в результате различных политических катаклизмов (особенно десяти лет "культурной революции") даосская традиция сильно подвергалась гонениям. Уданские отшельники, владеющие секретами долголетия, спрятались глубоко внутри Китая или за границей...

В настоящее время патриархом Уданпай в 16-ом поколении является мастер Вэнь Шилян. Мы берём на себя ответственность утверждать, что он единственный носитель именно того "уданского кулака", который возник еще задолго до Чжан Сань Фэна, в его первозданном и неизменном виде. Единственный, с той естественной оговоркой, что всегда есть вероятность существования мастера, совсем не открывающего себя миру (как не открывал до недавнего времени себя учитель Вэнь Шилян). Звали учителя Юань Тун. Жил он в горах Цинчэн. Умер в 1984 году, прожив 106 лет. После чего патриархом и стал его ученик - Сюаньши Цюаньчжэн цзы Вэнь Шилян. Сюаньши - указывает на преемственность поколений, т.е. Сюань – иероглиф 16-ого поколения. Цюаньчжэн цзы – титул (хао), который в уданской даосской традиции носит Вэнь Шилян. Отсюда и одно из названий стиля. Но сам мастер Вэнь Шилян (особенно подчеркнув этот момент для развивающих школу в России) отметил, что правильно называть стиль просто Удан-пай.